Jul 4, 2019

Парижские истории. Мистика Нотр-Дамма, Латинский квартал и Люксембургский сад.



Вторую часть статьи про любимый Париж начну с его истоков - острова Сите.

Все статьи о Париже собраны здесь
Еще до начала нашей эры Гай Юлий Цезарь рассмотрел преимущества местности, где обосновались паризии - небольшое кельтское племя трансальпийских галлов, c III века жившее на берегах Сены. Первое письменное упоминание о них встречается в книге Цезаря о Галльской войне 53 года до н. э. Римская республика постоянно расширяли границы своих земель путем захвата, судьба побежденных ждала и паризиев. Римляне заложили на острове Сите город с названием Лютеция. Был построен храм в честь Юпитера, большой форум, амфитеатр, улицы, площадь и дорога, идущая через центр города.

В 212 году нашей эры Лютецию переименовали в Париж, пробывший римским до V века. С III века в языческий город стало проникать христианство. Рим, уже давно бывший империей, клонился к своему закату. Усилились варварские набеги на город. Апогеем отчаяния жителей была середина V века, когда над Парижем нависла реальная угроза нападения гуннов под предводительством Атиллы. Но, как гласит легенда, город спасла своими молитвами отважная Женевьева, ставшая впоследствии почитаемой святой и городской покровительницей.

А в конце насыщенного переменами V века, Париж захватил Хильдерик I, первый король Франков. Именно от франков и идет название Франция. В начале VI века его сын, Хлодвиг, сделал Париж своей столицей. Установилось правление династии Меровингов и христианство стало настойчиво вытеснять язычество. На месте римского храма Юпитера на острове Ситэ в 540-550 годах строится первая христианская церковь Парижа. А на ее месте в XII веке будет начато строительство знаменитого Собора Парижской Богоматери. Сейчас я сделаю паузу, чтобы рассказать о древнем соборе Нотр-Дам де Пари.

Собор Парижской Богоматери

 «Творение Бога, у которого оно как будто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и вечность». (с) Виктор Гюго


Главный французский собор строили почти два века. Закончили работы в 1345 году. Площади, похожей на нынешнюю, перед собором не было. Вокруг стояли дома и лавочки с мастерскими. В средневековье о гигиене и чистоте почти не думали - жизнь была грубой и тяжелой. Окрестности кишели нищими, ворами и проститутками. На такой благодатной почве вспыхивали эпидемии чумы и холеры, во время которых мертвецов не хоронили должным образом. Зловоние и грязь наполняли средневековый Париж. В такой среде вырос исполинский готический собор, внушавший священный трепет и страх перед церковью. Храм стал центром религиозной жизни. Внутри заседал первый Французский парламент, искали приют бедняки, а осужденные на смерть - убежище.

Во время столетней войны между Францией и Англией, Нотр-Дам де Пари целых 16 лет (1420-1436) был во власти англичан, пока французы не вернули Париж под свою корону. По случаю военных побед в соборе пели гимн Te Deum. Там же проходил древний языческий праздник шутов, к концу средневековья запрещенный церковью. Собор Парижской Богоматери повидал немало крещений, отпеваний и бракосочетаний. Самой неординарной, вероятно, стала церемония венчания католички Маргариты Валуа и гугенота Генриха Наваррского. 18 августа 1572 года жениха-протестанта не пустили в католический собор на собственную свадьбу, ему пришлось стоять снаружи. По легенде, в ответ на все религиозно-политические сложности, будущий король изрек крылатую фразу: «Париж стоит мессы». А через 6 дней после свадьбы добрые католики вырезали и гостей со стороны мужа, и еще примерно 30 тысяч протестантов во Франции во имя своей чистой веры. Это событие осталось в истории как Варфаломеевская ночь. Сам Генрих уцелел. Для этого ему пришлось отречься от своей веры и стать католиком. Позже Генрих IV Великий стал основателем королевского правящего дома Бурбонов. Один из самых знаменитых королей Франции пал от ножа религиозного фанатика Франсуа Равальяка.

Генрих IV и Маргарита Валуа


Гравюра XVII века с изображением казни Франсуа Равальяка

Коронаций, как ни удивительно, в соборе было всего две. Первым был король Англии Генрих VI. 16 декабря 1431 года, в возрасте 9 лет, он был коронован французским монархом.

Вторым стал Наполеон Бонапарт. В 1804 году он и его первая супруга Жозефина Богарне были торжественно коронованы в Соборе Парижской Богоматери. Есть картина Жака Луи Давида, запечатлевшего историческую церемонию. Это полотно Давида - ярчайший пример пропагандисткой живописи, наряду со "Смертью Марата".

Фрагмент картины Давида, где Наполеон держит корону над Жозефиной

После пожара 15 апреля 2019 года, в соцсетях любят писать что "Нотр-Дам пережил революции и войны, но не смог пережить «высокопрофессиональный» ремонт". Не совсем так.

1750 год. Почти 40 лет до начала Французской революции. На соборе виден его первый шпиль


Во времена Французской революции XVIII века Максимилиан Робеспьер (кумир В.И. Ленина, между прочим), будучи фанатичным сторонником идеи свержения ненавистных символов монархии и церковного деспотизма, беспощадно уничтожал архитектурные символы прошлого. Досталось и Собору Парижской Богоматери. В переломный для Франции период якобинской диктатуры, распаленная толпа обезглавила статуи 28 иудейских королей, разграбила сокровищницу, разбила часть старинных витражей, разрушила многие скульптуры и часть реликвий, а также средневековый шпиль. Кроме того, на переплавку пошла церковная утварь и все, за исключеним одного, колокола из противного режиму "храма мракобесия" (позже подобное упешно повторят большевики). Потом собор и вовсе превратили в продовольственный склад. Нотр-Дам был возвращен церкви лишь при Наполеоне Бонапарте.

После заката первой Империи, в период реставрации Бурбонов, Собор Парижской Богоматери был в таком плачевном состоянии, что власти всерьез думали о сносе. Но тут случился Виктор Гюго.

В 1830 году вышла его книга "Собор Парижской Богоматери", про которую сам автор говорил «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре». И это у него вышло блестяще! Литературный труд Гюго снискал себе мировую славу. Посмотреть на архитектурного героя исторического романа захотелось многим, а туристы - это доход для страны. Тогда правительство и затеяло масштабную реставрацию, давшую собору и прекрасный готический шпиль. Тот самый, что рухнул при пожаре 2019 года.

Стоит упомянуть еще 1871 год. Французская столица стояла в баррикадах Парижской комунны. В ходе беспорядков и хаоса, вызванного на улицах революционным переворотом рабочего класса, коммунары убили нескольких священнослужителей и ворвались в храм. Революционеры устроили погром, растащили церковное имущество, а потом подожгли Собор Парижской Богоматери изнутри и заперли двери. К счастью, парижане смогли оперативно справиться с огнем и ужасного не произошло. По крайней мере с храмом.

Нотр-Дам-де-Пари в 1847 году. Новый шпиль еще не построен.

1916 г. Собор обкладывают мешками с песком для зашиты от снарядов в Первую мировую войну.

Нотр-Дам-де-Пари мистический


Помимо войн и революций, за века существования, собор, конечно же, оброс легендами и мистическими историями.
Земля, на которой воздвигнут храм, помнит обряды друидов и язычников. Образы древних богов и верований отражены на фасаде и в интерьере собора. Существуют версии о древнеегипетских культах, в частности, с участием статуи богини Исиды, которые практиковали в Соборе Парижской Богоматери масоны. Молва утверждает, что практики древних оккультных сообществ не исчезли до сих пор. Старинная легенда говорит, что архитектура собора - воплощение сакральной геометрии. Расположение окон, дверей и главных входов, как и вся архитектурная композиция - это зашифрованные послания древних наук: алхимии и герметической философии.

Фулканелли - известный алхимик и оккультист XX века в своей книге Тайны Соборов описал Нотр-Дам, как альфа и омега Парижа и «памятник концу времен». Он считал, что в центральном круглом витраже и галерее царей скрыты древние астрологические символы разных цивилизаций. Книгу Фулканелли штудировал Виктор Гюго, обдумывая сюжет Собора Парижской Богоматери. Он же назвал храм «наиболее удовлетворительным кратким справочником оккультизма».

Собор Парижской Богоматери можно рассматривать часами. Одна из примечательных деталей - кованные ворота, украшенные узором из переплетающихся ажурных листьев и с затейливыми железными замками. Выковать их поручили ремесленнику по имени Бискорне. Когда кузнец осознал какую ответственную и сложную работу ему предстоит выполнить, он побоялся не справится. И призвал на помощь дьявола. Когда, вскоре после заказа, каноник храма пришел поглядеть как продвигается работа, застал Бискорне без чувств, а рядом он увидел великолепную ажурную работу, недоступную человеческим рукам. Фигурные замки, накладные узоры сложнейшей ковки с изящными переплетающимися листьями — не отвести глаз. Когда же замки врезали в ворота храма, их не могли открыть. Ворота окрапили святой водой, изгнав злые силы - тогда они поддались. Никто не понимал как были сделаны узоры. Ответа от мастера получить так и не удалось - Бискорне после договора с дьяволом онемел и унес тайну работы с собой в могилу, оставив людям гадать и воображать.

Есть еще немало историй, связанных с жертвоприношениями, черными мессами и страшными убийствами. Увы, в них я вижу, в первую очередь, вполне земное зло от низких человеческих душ, жаждущих власти и наживы. Потому им в моем рассказе не место
Сильная энергетика внутри собора состоит и миллионов надежд, отчаний, несчастий и радостей, что впитал Нотр-Дам за восемь веков.


Еще один собор внутри собора. Только маленький и деревянный.

Конечно, очень жаль, что пожар разрушил часть этой архитектурной жемчужины, но история показывает, что Собор Парижской Богоматери переживет и это.

Латинский Квартал

Через дорогу от набережной Сены, где так хорошо гулять, наблюдать и мечтать, начинается Латинский квартал.

Вечно молодой студенческий район в 5-м и 6-м округах Парижа назван так из-за латинского языка, на котором с XIII века обучались студенты знаменитой Сорбонны. В Латинском квартале горел очаг вольнодумия и зарождались дерзкие идеи. Поколения студентов, профессоров, писателей, журналистов оставили в Латинском квартале свои следы. На улицах, ныне заполоненных туристами, в прошлом стояли баррикады, где сражались и умирали за свои идеи парижане. Здесь же во всю силу праздновали радости своей молодости бесчисленные студенты, гуляли влюбленные, учились в лицеях юные Мольер, Робеспьер и Виктор Гюго, преподавали Адам Мицкевич и Мишель Фуко. Там же, на холме святой Женевьевы - покровительницы Парижа, стоит величественный Пантеон, где покоятся люди, чьи дела заслужили им почетное место в истории. Тени средневековья, следы Французской революции, Директории, Первой Империи и Реставрации скользят и в современном облике старинного парижского района.

Здание университета Пантеон-Сорбонна, или Париж 1. В альтернативной реальности я стала бы студенткой на факультете истории археологии и искусств.

Типично парижская архитектура жилых домов.

Французские окна и балконы могут быть темой для отдельного фотоархива.

На это же претендуют и старые парижские двери, так непохожие одна на другую.

Неоклассический Пантеон на холме святой Женевьевы был задуман как собор в честь парижской покровительницы. Но что-то пошло не так и вместо ожидаемой для XVIII века одухотворенной церкви, выросла весьма рациональная и сдрежанная смесь неоклассики с готикой, с греческой колоннадой и обликом, напоминающим Пантеон в Риме. А парижане то хотели пышного барокко! Конечно, плод трудов архитекторов был встречен людьми в штыки. Говорили, что он уродует облик города и разрушает архитектурную ауру Парижа. С такой встречи началась драматическая история Пантеона.

Назначение здания менялось синхронно с политической обстановкой и общественными настроениями. Французская революция убрала религиозные символы, включая статую святой покровительницы города. Национальное собрание решило заменить церковные символы актуальными для них образами Родины-Матери и Славы, а здание сделать усыпальницей для великих людей. Первым обитателем усыпальницы в 1791 году стал Оноре Мирабо - великий оратор и революционный деятель. Но покоился в почете он недолго - вскоре Робеспьер и Марат нашли доказательства его тайной связи с королем. Останки Мирабо с позором вынесли из Пантеона и закопали на кладбище для преступников. А через два года был убит и Марат, занявший в храме место бывшего товарища. Но, как и первый, ненадолго. Sic transit Gloria mundi (так проходит земная слава).

И снова Давид с его незаурядным талантом и политической пропагандой. Великий художник, сделавший из жестоко и свирепого депутата Конвента, который отправил на смерть сотни людей, мученика. Сила искусства во всей мощи.


В следующие сто лет Пантеон определялся со своим назначением: то возвращал себе статус церкви, то почетной усыпальницы. Окончательно утвердилась актуальная и сегодня роль в 1885 году, с похоронами Виктора Гюго. В последний путь его провожало около 2 миллионов человек - толпа, превосходившая население всего Парижа.

Виктора Гюго несут в Пантеон

Помня ошибки поспешности, сегодня перед захоронением в Пантеоне выдерживают паузу в несколько лет и рассматривают кандидатуры самым тщательным образом. Александр Дюма, к примеру, был перевезен в усыпальницу спустя 132 года после смерти. Для этого потребовалось, чтобы президент Франции подписал соответствующий указ.

Сегодня идет процесс феминизации Пантеона, который порой принимает просто абсурдные формы. Любопытно было бы взглянуть на внутренний состав главного французского мавзолея лет через 100 :)


Помимо Пантеона, центре Латинского квартала скромно прячется старинная церковь Сент-Этьен-Дю-Мон, основанная в 1494 году. Красивейшее творение средневекового зодчества, поддержанное личными средствами Маргариты Валуа. В средневековье церковь жила в тесном соседстве с аббатством святой Женевьевы, ныне не существующим. Колокольня церкви святых Петра и Павла (справа от Сент-Этьен-Дю-Мон) - единственная уцелевшая часть ушедшего в прошлое аббатства.

Церковь в витиеватом стиле пламенеющей готики. Даже не знаю, где она мне больше понравилась: внутри или снаружи.

Главной святыней Сент-Этьен-дю-Мон долгие годы были мощи святой Женевьевы, хранившиеся в этом изящном саркофаге с золотыми украшениями. Во время Французской революции народ мощи сжег, а пепел бросил в Сену. Говорят, уцелели какие-то фаланги пальцев руки, которым сейчас поклоняются.

Церковное золото в революционный период было переплавлено на Монетном дворе, а само здание у церкви конфисковали под нужны народа. Ничего не напоминает?)

Нам повезло случайно попасть на концерт органной музыки. Сам орган выполнен мастерами XVII века и очень красив.
Завершая прогулку по Латинскому кварталу, хочу добавить, что самого пристального внимания заслуживает необычный книжный магазин, основанный в 1919 году.

Shakespeare&Company - не просто книжная лавка с кафе, своими традициями и котиками, свободно гуляющими среди книжных полок. Там находятся необычные тома, альбомы винтажных снимков, книги со старыми иллюстрациями, и, словно живет атмосфера историй из многочисленных книг.

Люксембургский сад.

Земной свой путь пройдя до середины,
Я, заявившись в Люксембургский сад,
Смотрю на затвердевшие седины
Мыслителей, письменников; и взад-
Вперед гуляют дамы, господины,
Жандарм синеет в зелени, усат,
Фонтан мурлычет, дети голосят,
И обратиться не к кому с "иди на".
И ты, Мари, не покладая рук,
Стоишь в гирлянде каменных подруг,
Французских королев, во время оно
Безмолвно, с воробьем на голове.
Сад выглядит, как помесь Пантеона
Со знаменитой "Завтрак на траве"

 "Двадцать сонетов к Марии Стюарт"

Иосиф Бродский


Вблизи Латинского квартала раскинулся дивный природный уголок с тенистыми аллеями, симпатичными лавочками, множеством скульптур, изящными фонтанами, и собственной cтатуей Cвободы. Здесь всегда людно, но удивительно ненавязчиво, даже умиротворяюще.

Можно кормить вечно голодных голубей, сидя под столетним платаном, и даже не замечать, что вокруг полно народа. Это то место, где интересно наблюдать за людьми, поглощенными своими занятиями. В этом парке хочется достать альбом и рисовать, сочинять истории или стихи, гулять за руку и мечтать, сидя у фонтана с мифическими скульптурами. Люксембургский сад - одно из любимейших мной мест Парижа.



Центр парка - дворец Марии Медичи - второй жены Генриха IV, который начали строить на месте купленной у герцога Люксембургского усадьбы в 1612 году. Особы королевских кровей скромностью отличались крайне редко, и, обустраивая себе дома, не скупились на все самое лучшее и роскошное. У архитекторов была задача оформить дворец так, чтобы он напоминал вдовствующей королеве родную Флоренцию.

За образец взяли флорентийский дворец Питти. Для росписи интерьеров пригласили модного тогда антверпенского художника Питера Пауля Рубенса, который постарался на славу. Правда, королева недолго наслаждалась новым жилищем. Ее сын - король Людовик XIII решил избавиться от матери, не желавшей расставаться с властью, выслав ее в Блуа. Надменная и упрямая королева покидала Париж под улюлюканье городской черни. Заодно с Марией Медичи, молодой король выслал в Блуа и знаменитого кардинала Ришелье.


У дворца можно взять напрокат модель парусника и отправить в плавание. Где-то там плавает и наш кораблик. Было интересно и мальчику 6 лет, и тому, которому 30 :)

Как и многие старинные памятники зодчества в Париже, Люксембургский дворец прошел через многое.

Французская революция сделала его тюрьмой для политических заключенных. Здесь ждали своей судьбы Дантон, Демулен, супруга генерала Лафайета и Жозефина Богарне - будущая первая жена Наполеона Бонапарта. Позже именно этот дворец выбрал для проживания первый французский Император. Во время Второй мировой войны в покоях, где когда-то творил Рубенс, размещался генштаб люфтваффе. Во дворце Марии Медичи периодически останавливался Герман Геринг. Сейчас в здании заседает французский Сенат.



В свое время по парковым дорожкам гулял Иосиф Бродский, Анна Ахматова, Марина Цветаева и многие другие люди, прожившие кусочек своей жизни в этом чудесном саду.

Фонтан Медичи в итальянском стиле построили в 1624 году. В XIX веке к нему добавили скульптуры Галатеи в объятиях Атиса и грозного циклопа Полифема, несущего им смертельную угрозу. Cреди красивых мест парка это - мой фаворит.

А в глубине сада стоит копия статуи Свободы - их в Париже несколько. Кстати, всемирно известный оригинал, что стоит в Америке, тоже родом из Парижа. Об этом напишу в следующей части серии постов о любимом городе.

Вид на Эйфелеву башню - еще один символ Парижа, который горожане сначала не хотели принимать. Этим романтичным и таким парижских видом я закончу свой рассказ, чтобы в следующем подойти к башне поближе и заглянуть в ее насыщенную историю.

Whatsapp Button works on Mobile Device only

Start typing and press Enter to search