Вена - город величественный, насквозь пропитанный имперской роскошью, сверкающий жемчужинами мировой культуры и изяществом архитектуры. Австрийская корона ушла в иcторию, однако ее тень тонкой вуалью покрывает венские улицы, создавая уникальный дух города. А когда на эти улицы приходит праздник, масштабы убранства достойны королевского уровня, который требует все самое лучшее.
Эта статья о Вене во время новогодних праздников. И не обычных, а тех самых - идеальных, какие каждый ребенок рисует в мечтах. Здесь даже взрослому человеку, покрытому панцирем повседневности и разочарований, хочется верить в чудеса.
Концентрация волшебства в водухе повышается по вечерам, подчеркнутая светом гирлянд, пряным ароматом глинтвейна и рождественской музыкой. Но начну я с Вены дневной, постепенно повышая градус настроения :)
Кстати, так любимые нами Рождественские ярмарки, родом именно из Вены. Первый "декабрьский базар", как его называли в XIII веке, прошел здесь в далеком 1296 году по указу императора.
Как родоначальница австрийская столица открывает рождественские ярмарки раньше других европейских городов. Уже с начала ноября появляются праздничные украшения и стоит приятная суета.
Традиционные места притяжения туристов, вроде Венской оперы, в праздничный сезон не так избалованы вниманием. Концентрации людей встречаются в более приземленных местах.
Вот, к примеру, очередь за разливным шампанским у подножия Альбертины - одного из самых посещаемых музеев мира.
Эрцгерцог Альбрехт, сидя на своем боевом коне, смотрит на происходящее внизу.
Улицами венского Ринга мы гуляем среди роскошной архитектуры.
Церковь Святого Петра - одна из старейших в Вене. Создана по образу и подобию собора Святого Петра в Риме.
Мы попали внутрь во время органного концерта. Акустика собора и игра света в роскошном убранстве усилили впечатление от сочинений Баха и Моцарта. Люди сидели на церковных скамьях и почти не шевелились, словно загипнотизированные.
Казалось, размахом внутреннего оформления нас уже не удивить... пока мы не зашли в Университетскую церковь (или церковь Иезуитов). Возведенная в 1623-1627 годах, она поражает богатством и размером честолюбивых аппетитов религиозных адептов. Внешний вид не самый примечательный.
А внутри колонны из розового мрамора, множество лепнины и вся пышность барокко. Но изюминка иезуитской церкви - в необычном потолке. Знаменитый итальянский мастер изобразил на плоском потолке купол так искуссно, что он выглядит абсолютно реальным. Некоторые не верят, что это лишь иллюзия.
Выбивающаяся из общего барокко, готическая церковь Миноритов постороена в 1340-1400 годы. Она известна тем, что внутри хранится мозаичная копия "Тайной Вечери", созданной по заказу Наполеона Бонапарта в 1809 году. Мозаика размером четыре с половиной на девять метров весит 12 тонн. Она состоит из двенадцати пластин и десяти тысяч камней. Размер некоторых фрагментов всего пару миллиметров. Просто представьте какой был проделан труд и поймете мое восхищение этим шедевром.
А еще церковь вдохновляла юного художника Адольфа Гитлера, который тогда еще не перешел на темную сторону силы и создавал картины, а не концлагеря. Его полотна с изображением Миноритенскирхе проданы за немалые деньги.
Именно эта церковь мне полюбилась больше других.
Дух рождества среди строгих религиозных очертаний.
Впечатлившись архитектурой, самое время сместить внимание к другим вещам. Например, обратиться к разглядыванию чудесно оформленных праздничных витрин.
Помимо милых традиционных сюжетов, встречаются и весьма оригинальные решения. Как эти хипстерские деревянные головы.
Или нетривиальные уточки для ванной.
Я бы поплавала с такими, а вы?
Пока мы мы рассматривали этих милашек, неподалеку начали свое полуденное представление Анкерные часы. В течение 15 минут в главном окне чудо-механизма друг друга сменяли 12 фигурок достойных деятелей Австрии. Действо сопровождалось музыкой, а вместо цифер, циферблат показывал фамильные гербы знатных аристократов Вены. Занятное зрелище!
И желающих просмотреть его немало. Кто-то даже изощрялся делать селфи в такой толпе =)
15 минут механической магии прошли и мы свернули вглубь улицы. А там запах хвои и тишина.
Маленькие уютные магазинчики выставляют вот такую красоту.
По центральным улицам ездят многичсленные фиакры. Таких экипажей в Вене около сотни. Профессия в старой гильдии фиакрщиков передается по наследству и постороннему человеку туда хода нет. В былые времена наемные конные повозки были аналогом современному такси. Сейчас - аттракцион для туристов. 20 минут катания обойдется примерно в 55 евро.
Возле главной архитектурной доминанты - собора святого Стефана, организована стоянка фиакров. Ее легко найти по характерному запаху.
На площади перед знаменитым собором красиво и людно.
Леша, как мог, старался сфотографировать этот шедевр. Увы, 16 мм объектива оказалось недостаточно, чтобы охватить его во всем величии.
Зато внутри мы снимали много. Убранство впечатляет!
А иногда удивляет. Например, вот это изображение Иисуса каноническим не назовешь.
А это архитектор, точнее его скульптура. Видимо, очень хотелось себя увековечить.
Eще сложно не заметить многочисленные черепа, как бы намекающие на то, что наслаждайся жизнью, но memento mori!
А в катакомбах под собором можно увидеть настоящие скелеты, епископский склеп и урны с внутренностями Габсбургов (да-да, их хоронили по частям О_О). Экскурсия интересная и жуткая, от души советую посетить!
Скульптура страдающего Христа под названием "Се человек". Еще ее называют "Бог зубной боли". Есть забавная легенда о студентах, которые назвали скульптуру "страждущими зубами". И тут же почувствовали сильнейшую зубную боль, которая прошла, когда они пали ниц. Божественная обидчивость - дело нешуточное.
Собор черезвычайно привлекателен для туристов. Они ходят организованными (и не очень) толпами, и больше фотографируют, чем стремятся к общению с Создателем.
Не смотря на круговорот туристов, место обладает физически ощутимой энергетикой, которая копилась здесь веками.
Штефансдом таит много историй и любопытных деталей. Как, например, пикантные декоративные элементы на Языческих башнях. На левой, прямо под часами, стоит фаллос (простите за каламбур). А на правой разместилась вагина. Факт, что это именно то, чем кажется, официально подтвержден.
На Штефансплатц одна из главных ярмарок, где прохожих манят аппетитные запахи, привлекают цветные елочные игрушки и милые сувениры.
Праздничных ярмарок в Вене много. Мы обошли не все, но каждая из увиденных запомнилась. Новогодний кулинарный рынок возле Венской оперы. Здесь много еды, пунша и глинтвейна.
Рождественский базар на площади Михаэлерплац мы нашли по пути в Королевскую библиотеку дворца Хофбург.
Пока люди бродили среди белых деревянных киосков новороднего базара, сам замок пребывал в спокойствии.
И даже роскошная Дворцовая библиотека династии Габсбургов была относительно свободна. В центре нескромно возвышается Карл VI Габсбург - император священной Римской империи. Льстиво приукрашенный скульптором.
Библиотеку учередили в 1575 году. Здесь настоящая сокровищница редких и ценных филиантов, собранных в аккуратные ряды на резных стеллажах. В коллекции около 7,5 миллионов книг, оригинальных научных трудов, папирусов и карт.
И снова о Карле VI. Здесь он в самом центре купольной фрески. Обожествленный и сияющий, с ангельскими крыльями и лавровым венком победителя. Очевидно, cкромность - нецарская добродетель.
За разглядыванием древних манускриптов и трактатов о масонах, пролетело несколько часов. А когда мы вышли, увидели эпическую конную статую Наполеона на фоне прекрасного вечернего неба. Вена умеет настроить на высокие эмоциональные ноты и удерживать там.
Остроконечный шпиль Венской ратуши.
Главная ярмарка австрийской столицы - магнит для путешественников.
Как мне понравились эти гелевые свечи!
Ярмарка у Ратуши - квинтэссенция Рождества. Здесь столько всего красивого, вкусного и интересного, что легко потерять счет времени и раствориться в атмосфере.
Но и людей здесь больше, чем в других местах. Когда толпа выросла до критической для нас массы, пришел час уходить. В Пратер, например.
Через вечерний Старый город, который очень хорош собой!
Вход в ресторанчик "Милый Августин". Он работает с 1447 года. Сюда захаживали Штраус, Твен, Шуберт, Вагнер, Бетховен и другие Великие.
Современная часть Вены тоже заслуживает внимания. В основном здесь царит архитектурный постмодерн.
А вот и Пратер с его аттракционами и вечерними огнями!
В парке разместилась еще одна замечательная ярмарка, где можно не только погулять, но и покататься на карусельках.
Или получить дозу адреналина в одной из пещер ужасов.
Башня Пратера - вот та карусель справа на фото. В ней 117 метров, что долгое время давало титул самой высокой цепочной карусели в мире. И я на ней прокатилась! Так хотелось подняться на эту высоту, что до самого начала подъема я и не вспоминала о своей акрофобии. Зато когда пути назад уже не было, меня накрыло осознание.
И вдобавок к подкатившей на парусах декабрьского ветра панической атаке, меня стало буквально сдувать шквальными порывами на самой высоте. Очки и шапку пришлось снять, так что, вместо наслаждения огнями вечернего города, я пыталась вглядываться в цветное боке (ох уж это зрение!), судорожно сжимая поручень сидения. Ощущения от катания непередаваемые. Как я визжала! Можно было не стесняться, ибо все равно ветер глушил все. Спускалась я на трясущихся ножках и с расширенными до размеров маслин зрачками. Но довольная!
А здесь прокатился Леша. Аттракцион страшный. Построенный на резких моментах, играющий на нервах. Крики и демонический смех слышны и снаружи. Тима всерьез начал беспокоиться за папу. Это было трогательно и мило :))
В 2017 году пратерскому Колесу обозрения исполнилось 120 лет. Солидный возраст!
Как я уже заметила в начале статьи, с наступлением темноты Вена преображается. Цветные огоньки, яркие гирлянды, оригинальные украшения и иллюминация задают настроение. Взгляду не придется скучать, а тело можно согреть чем-нибудь ароматным и дымящимся.
На большом экране, который установили у Оперного театра, каждый вечер можно посмотреть музыкальные представления.
Рождественская деревня на площади Марии Терезии.
Вход на Художественный Адвент на Карлсплац. Здесь проводят много мастер-классов для детишек.
Рождественская деревня у дворца Бельведер. Сказка, правда?
А это елочка, сделанная из деревянных саней.
Еще были красивые фейрверки и салюты, но их мы просто смотрели. А сейчас пришла пора подвести черту :)
Эти новогодние каникулы стали для нас лучшими. Вспоминаем о них с большой теплотой. Атмосфера красоты и уюта, что наполняет декабрьскую Вену, возвращают в далекие беззаботные дни, лишенные тяжести взрослых забот. В бесценное время, где прекрасная и наивная вера в волшебство так остро ощутима в канун Нового года. Где Дед Мороз обязательно прилетит, пока ты спишь, и оставит под елкой заветный подарок.