Mar 11, 2024

Водопады Старой планины. Бабин Зуб и Миджор - подъем на крышу Сербии.

Стара планина - это километры столетних лесов, высочайших пиков, горных рек и цветочных лугов с порхающими бабочками. Край глубоких пещер и живописных водопадов, так и не исследованный до конца. Крыша Сербии и наш любимый национальный парк.

Все места нашего маршрута по Старой планине собраны на этой карте:

В предыдущей серии мы рассказали о планировании путешествия, побывали на одной из самых красивых обзорок страны и исследовали каньон из Юрского периода. Эта же часть посвящена главным природным сокровищам Старой планины.

Самые доступные водопады Старой планины - Тупавица и Бигар.

В Сербии около 100 известных водопадов. На Старой планине находится больше 40 и это не предел. В 2021 году группа альпинистов открыла четыре небольших водопада в малоисследованной части парка.

До 2011 года самым высоким водопадом Сербии был Еловарник в Копаонике (61 метр). Однако в 2011 году на Старой планине открыли Копрен (103 м), а в 2012м - водопад Калуджерски скок (232 м), который остается высочайшим в стране. Копрен же является самым высокогорным водопадом, находясь на высоте 1820 метров прямо под одноименным пиком.

Многие водопады Старой планины, такие как Копрен и Калуджерски скок, труднодоступны. Но есть парочка живописных мест, до которых добраться несложно.

Поход к водопаду Тупавица удобно совмещать с поездкой к каньону Росомачи (см. предыдущую статью). Всего 13 км на машине от Славинье до села Дойкинцы (гелокация парковки - 43.23196, 22.781183) и 5 километров пешком по лесу вдоль реки. Маршрут несложный, без ощутимых перепадов высот. На внедорожнике можно доехать почти до самого водопада.
Высота Тупавицы со всеми каскадами - всего 15 метров. Над уровнем моря - 1050 м. Наиболее живописен он весной и поздней осенью после дождей, но даже в жарком июле водопад прекрасен.

Говорят, что Тупавица один из самых фотографируемых и посещаемых водопадов Сербии. При его красоте - охотно верится. Нам повезло оказаться с местом наедине, в вечернем свете с вуалью мелких брызг.

Самый доступный водопад на Старой планине - Бигар, который находится прямо у дороги на середине пути между Княжевцем и Пиротом (геолокация - 43.355023, 22.443509)

Рядом с водопадом есть парковка и оборудованные места для отдыха, поэтому здесь бывает людно и шумно, особенно в выходные. По этой причине мы быстро ретировались и пошли вверх исследовать тропинку вдоль реки.
Высота Бигара - 35 метров

Шум воды нарастал и скоро в поле зрения показался каскад зелено-голубых озер. Всего 25 минут пешком от парковки и вокруг ни души.

Учитывая жару, ужасно захотелось искупаться. Вода ледяная, холод током проходит по телу и перехватывает дыхание. Но как же хорошо!
Вдоль реки под озерами раньше находились 12 водяных мельниц

Прямо за озерами серия каскадов, а еще выше церковь Св. Онуфрия. К ней мы не пошли, а остались у водопада наслаждаться водными процедурами. Несколько часов пролетели незаметно.

Бабин зуб и Миджор - подъем на крышу Сербии.

В первой половине нашего отпуска мы уже поднимались на одну из высочайших точек страны - Панчичев врх в Копаонике (2017 м). На Старой планине же находится самая высокая вершина Сербии - пик Миджор высотой 2169 метров над уровнем моря. Конечно же мы не могли упустить возможность здесь побывать.

Машину лучше всего оставлять у гостевого дома Бабин Зуб (координаты 43.374483, 22.616086 ). При желании здесь можно заночевать. Дом очень удобно расположен под пиком Бабин зуб и отсюда же начинается пеший маршрут к Миджору. До самой парковки дорога заасфальтирована, доехать никакого труда не составит.

Мы отклонились с основной тропы, чтобы подняться на Бабин зуб. Эта шестой по высоте пик Старой планины (1758 м).

На Maps.me и Organic maps под Бабиным зубом отмечена обзорка, но маршрута к ней нет. Мы прошли метров 500-800 по тропе в сторону Миджора, а потом, ориентируясь по навигатору, свернули направо и двинулись наверх по травянистому крутому склону. Так мы и вышли к обзорной точке.
Слева - как мы поднимались. Справа - дорога по маршруту в Maps.me.

Панорамы с обзорки у Бабиного Зуба чудо как хороши.

Виды - просто роскошество. Если погода вызывает опасения или вы не уверены, что осилите более долгий путь на Миджор, вполне можно ограничиться коротким треком к Бабиному зубу с его живописными скалами.

Мы же двинулись в сторону Миджора вниз по склону вдоль горнолыжных подъемников. До основной цели еще больше 7 километров.
Крыши справа внизу - ресторан Плажа

Идем мимо ресторана Плажа дальше в объятия зеленых холмов по извилистой грунтовой дороге. Был жаркий июльский день - хорошо, что захватили побольше воды.
Заросли кипрея, из которого готовят Иван-чай

Пейзаж вдоль тропы к Миджору очень сильно отличается от видов на Копаонике. Там - поросшие елями горы и плотные заросли кустарников вдоль пути. Здесь - сплошные зеленые склоны без леса.

Маршрут до Миджора почти целиком идет вдоль гравийки. Все перекрестки и повороты на тропы к другим вершинам хорошо обозначены. А сам Миджор постоянно виднеется вдали и служит хорошим ориентиром для путников. Навстречу то и дело попадаются организованные группы туристов - многие здороваются на болгарском.
Вдали справа виднеется Миджор.

Ближе к вершине очень много цветов и бабочек, на которых Уна то и дело устраивает охоту. Интересный факт - Сербия входит в десятку стран Европы с наибольшим количеством бабочек. В стране их насчитывается 197 видов, а 157 встречаются на Старой планине.

Последний участок перед вершиной - самый сложный. Подъем становится достаточно крутым.

Пик приветствовал нас шквалистым ветром и ордой божьих коровок. Они атаковали со всех сторон - волосы, одежда, еда.

А еда, кстати, с большим удовольствием была съедена уже в Болгарии, где мы раньше не бывали. По крайней мере, если верить телефону, переключившемуся на болгарское время. На Миджор можно подняться и с болгарской стороны, но пишут, что нужно получать предварительное разрешение.
Вид с Миджора. Слева от гребня - Болгария. Справа - Сербия.
Пора было возвращаться к машине, и мы двинулись в долгий обратный путь.

День удалялся за горы, растворяясь в алом заходе солнца. Стоило поспешить, но зачем - если такие краски?

Кони на вольном выпасе

Напоследок пара советов тем, кто решил подняться на Миджор.

• берите побольше воды, особенно летом. Пополнить запасы можно только у источника рядом с самой вершиной. А это почти 8 километров пути от парковки.
  • на всем маршруте почти нет тени. Головные уборы в жаркое время обязательны. Солнцезащитный крем тоже может пригодиться.
  • даже в июльскую жару на самой вершине дул холодный ветер. Поэтому с собой стоит закинуть теплые вещи.
  • за день до поездки лучше уточнять прогноз. Погода в горах очень переменчива и иногда лучше перенести восхождение или даже отменить его.
  • лучше приехать пораньше и заложить на прохождение маршрута больше времени. Расстояние от парковки до Миджора и обратно - 16 км. Мы же находили 21 км и со всеми остановками провели в горах 9 часов.

Копаоник или Стара планина? Послесловие.

Подъем на Миджор запомнился как один из самых красивых пешеходных маршрутов по Сербии, а за 6 лет мы их прошли немало. Этот день окончательно превратил Стару планину в любимый национальный парк страны.

В сравнении с Копаоником, где мы провели первую часть отпуска, Стара планина менее туристическая. Здесь меньше отелей, людей и инфраструктуры. Цены на жилье ниже, а возможностей для активного отдыха и пешеходных маршрутов намного больше.
Между двумя парками наш выбор однозначен - Стара планина. Волшебная страна бабочек, водопадов и цветочных долин среди гор и холмов. Рай для любителей хайкинга и нетронутой природы.
Вечер над Завойским озером

Whatsapp Button works on Mobile Device only

Start typing and press Enter to search