Dec 18, 2019

Парижские истории. Холм Монмартр.

"Ты был здесь еще не входя, и будешь, уйдя отсюда." Д.Дидро


Летящей походкой я поднимаюсь на 130-метровый холм, которому уже перевалило за 1500 лет. Шагаю по мощеным улицам, совершенно не глядя под ноги. Рассматриваю цветные, типично парижские дома с деревянными ставнями, милыми занавесками и цветочными горшками с ярко-красными пеларгониями. Думаю - а может я когда-то здесь жила? В прошлой жизни, например. Вот здесь, на древнем холме Монмартр, веке так в XIX? =)





Путь, которым мы поднимаемся наверх, удивительно безлюден. Не все туристы любят трудные маршруты, чем можно - и нужно, пользоваться в Париже. Снова - иллюзия застывшего времени, каждый думает о своем, я - вспоминаю истории, которые знаю о Монмартре. 

Собираюсь с мыслями, когда мы выходим к увитым виноградной лозой беседкам за базиликой Сакре Кер и слышим пение - это ZAZ Je Veux, в исполнении уличного музыканта. Он поет так, что захватывает дух. Слушаем до конца, аплодируем, кладем деньги в его шляпу и идем в сторону от толп - в поисках духа старого холма и чтобы услышать мои рассказы о нем. И тут видим, как водитель припаркованной у базилики скорой начинает громко - и очень хорошо! - петь что-то свое. Хочется подпевать, только никто из нас не владеет французским. 

Может, само место, впитавшее так много творческой энергии, заряжает людей, будто батарейки?



За полторы тысячи лет Монмартр вобрал в себя миллионы историй и оброс легендами. Его вершину венчали разные рукотворные произведения прошлых эпох, он был ареной, где поворачивалась история и рождались предания о чудесах.
1626 год. На этой гравюре почти невозможно узнать Монмартр.

Галльские друиды и их сакральные постройки сошли с исторической арены, когда Юлий Цезарь установил контроль над древней Лютецией, где расположились римские легионы. Естественно, они принесли сюда и свои верования - на холме были воздвигнуты храмы Марса и Меркурия.

Строительный материал римляне брали буквально внутри Монмартра. Они основательно изрыли недра, добывая гипс и известняк. Что было начато при легионерах, продолжалось много веков. Под видимым целым множились тоннели и ходы, объединявшийся в хаотичные катакомбы.Как писал А. Доде - «Частица Монмартра есть в любой точке Парижа…», что можно понимать буквально.

Следующей волной, смывшей языческие капища, стало христианство. В I веке на историческую арену вышел то ли человек, то ли легенда - Сен-Дени. Не жизнь, а драма - короткая, но эффектная. Со множеством версий, кстати. Остановлюсь на той, что сильнее других меня впечатлила.
Статуя Сен-Дени, или Дионисия Парижского.
Наглый голубь напрочь лишен уважения к христианскому святому =)

По легенде, дело было так: будущий святой - Дионисий был послан папой Климентом в языческие земли, чтобы распространять истинную веру. Случилось это в час правления императора Домициана (81-96гг). По другой же версии - на два века позже.

Провозглашая веру в святую Троицу, он, само собой, навлек гнев римского владыки. Дионисия бросили в темницу и жестоко пытали, но будучи истерзанным и приговоренным к смерти за слишком активное миссионерство, он получил причастие из рук самого Христа накануне казни. На следующий день его отвели на Гору Мучеников (современный Монмартр), где и обезглавили. Но тут он наклонился, поднял отсеченную голову с земли и понес в руках, сколько хватило божественной поддержки.

Согласно впечатляющей церковной легенде, рядом с мучеником летел ангел, поющий псалмы в то время, как воинство небесное провозглашало славу Господу. Там, где Сен-Дени все же упал замертво, по настоянию другой важной фигуры в Парижской истории - святой Женевьевы - возвели храм. А поскольку христианство тяготеет к мученичеству, Холм мучеников стал местом религиозного паломничества.
Позже аббатство Сен-Дени стало местом захоронения французских монархов: от Меровингов до Валуа и Бурбонов.
Здесь, в Первом веке Рождества Христова,
Прилюдно на Монмартре отрубили

Главу священнику... ныне!
Тогда же - проповеднику из Рима,
Пришедшему в языческий Париж...
И чудо было явлено народу:

Отрубленную голову казненный
Взял в руки... и ... поднялся... и... пошел
На север от Парижа, по дороге,

Затем, упал и умер… Божьим даром
Паризию, - как позже написал
Григорий Турский, - было это чудо!

… Там, где упал епископ Дионисий,
Построили аббатство Сен-Дени,
В котором хоронили всех почивших
Французских королей…

                                                Кирилл Ривель

Далеко не все христиане на заре становления новой религии готовы были отдать за нее жизнь, что вполне понятно. Люди прятались в тех самых шахтах и катакомбах, которые усердно вырыли римские строители. Вышло так, что приверженцы языческих культов, не желая того, создали убежище иноверцам, кому предназначалось стать жертвой очередных религиозных конфликтов.

Помимо мучеников, Монмартр славился своими винами. Веками на склонах росли виноградники. Считается, что первую лозу посадили еще при Римской империи. Культуру винограда возделывали монахини из аббатства, от которого сегодня не осталось ничего. Из ягод делали монмартрские вина, которым посвящена любопытная поговорка.

C’est du vin de Montmartre:
Qui en boit pinte en pisse quatre!

Вино Монмартра! Пьёшь его и пьёшь!
Две пинты выпьешь – бочку отольёшь!
Церковь Святого Петра - одна из старейших в Париже


Аббатство время не пощадило, после страшного пожара 1559 года здание так и не оправилось.
А вот церковь Святого Петра, что стоит на вершине c 1147 года, чувствует себя прекрасно. И что удивительно, одна из самых старых церквей Парижа дошла до нас практически в первоначальном облике. Туристы не осаждают ее с таким напором, как Сакре-Кер, так что эту жемчужину Монмартра можно рассмотреть не подвергая себя риску поймать приступ агорафобии.
Знаменитые парижские толпы. Увы, кто-то кроме них ничего не видит.


Великолепный Париж. Хочется встретить здесь рассвет.

Украденные временем аббатства, языческие храмы, обширные виноградники и катакомбы больше не доступны взгляду. Сегодня Монмартр для большинства немыслим без базилики Сакре-Кер. Пусть историческим меркам она - архитектурный младенец. Не так давно на месте белоснежного храма стояло около 30 мельниц, которые перемалывали гипс, добытый в здешних каменоломнях. И мало кто знает, что вплоть до 6 июня 1859 года Монмартр был деревней на северной окраине столицы, которая к Парижу не относилась. В бедных домах жили, в основном, рабочие. На улицах было куда как опасней, чем сейчас.
C 1890 года Монмартр словно заменили новым.

Панорама начала XIX века.

Дорогие кафе и рестораны современного Монмартра были дешевыми злачными местами, где собирались разные люди, объединенные пустым кошельком: творческие натуры, простые работяги, веселые студенты, приверженцы революционных и анархических идей.

Популярное среди обитателей Монмартра заведение Мулен де ла Галетт в XIX веке.



Оно же на картине Огюста Ренуара Бал в Мулен де ла Галетт".

И в наши дни Мулен де ла Галетт продолжает оставаться популярным кафе Монмартра. Только цены там уже не подойдут для бедняков.

Французы всегда были свободолюбивым народом, чьи настроения подогревали мыслители и идеологии, коими славится Франция. Когда градус недовольства людей поднимался до критической отметки, это выливалось в бунт. Многие бунты захлебывались в крови, другие -  вырастали в революции. Хорошо знакомая в бывшем СССР коммунистическая революция родом именно из Парижа.
Коммунары у баррикады на Монмартре.

Дело было после окончания Франко-Прусской войны. По условиям мирного договора, голодающая и изрешеченная пулями Франция платила пруссакам огромную контрибуцию, а вдобавок уступала Эльзас и Лотарингию.

По Парижу распространились гражданские волнения, выросшие из  недовольства Учредительным собранием и идеалов Французской революции. Утописты, анархисты, коммунисты, социалисты и профсоюзные активисты лелеяли идеи Максимилиана Робеспьера о Свободе, Равенстве и Братстве. Они не доверяли ни действующему правительству Тьера, ни церкви, убежденные в соучастии духовенства в преступлениях против свободы. Они хотели всеобщего бесплатного обязательного образования, отделения церкви от государства, права на свободный труд с достойной оплатой, избавления крестьян от удушающего гнета больших налогов и справедливости для рабочего класса.

Как итог, весной 1871 года в Париже было сформировано народное самоуправление - коммуна Парижа. Они издавали декреты и планировали большие перемены. А еще взрывали правительственные здания, строили баррикады и готовились к войне. Конечно, коммунары понимали, что без боя старый режим не сдастся.


Версаль отреагировал жестко - был отдан приказ о вооруженном подавлении восстания и расстреле всех его участников. 130-тысячное войско вошло в Париж и двинулось к Монмартрским баррикадам. Вопрос падения Коммуны был лишь во времени. Кто-то предпринял попытку убежать, другие решили умереть за свои идеи. Началась кровавая бойня. Солдаты убивали даже женщин и детей, на которых падало подозрение  об участии в бунте. Жестокость проявляла и другая сторона - коммунары расстреляли всех заложников, включая парижского архиепископа. Пули, штыки, кровь и 20 тысяч трупов - так закончилась первая в Европе попытка установить социалистический режим. Парижская коммуна просуществовала 72 дня - с 18 марта по 28 мая 1871 года. И за это время она оставила такой глубокий след в истории и умах людей, что в каком-то смысле Коммуна победила, ибо если людей убить легко, то идеи - невозможно.

Позже на месте, впитавшем столько крови и страха, было решено построить храм. Тот самый, чей белоснежный купол сегодня знаком едва ли не каждому. Базилика Сакре-Кер - Святое Сердце, - построена во славу католической Франции и во искупление преступлений Парижской коммуны.


Белый собор венчает древний холм и притягивает нескончаемые потоки туристов. Очереди желающих попасть внутрь поражают, а столпотворения людей с камерами, смартфонами и селфи-палками, вызывают желание держаться от них подальше. Говорят, такому ажиотажу поспособствовал фильм "Амели", поднявший рейтинг Монмартра до небывалых высот.

Конные омнибусы когда-то были очень популярным транспортом.

Во время строительства одного из парижских символов, было совсем иначе - грязь, строительные леса, бедные кварталы и дешевые заведения. Кстати, процесс возведения Сакре-Кер несколько раз приостанавливался из-за... катакомб и тоннелей внутри холма. Тех, что начали рыть еще римские легионеры.
Закладка фундамента Сакре-Кер в XIX веке.


Нужно было стабилизировать почву и укрепить фундамент. Решение приняли не самое простое, но эффективное. Под будущим храмом вырыли 83 шахты глубиной в 33 метра и закачали туда бетон. Такой вот аналог свай. Строительство базилики началось в 1870 году, а освятили ее только в 1919. На той торжественной церемонии противники храма громко кричали "Да здравствует Дьявол!".

Многолюдная и торжественная церемония стала крупным событием в жизни горожан.
Многолюдная и торжественная церемония стала крупным событием в жизни горожан.
До эпохи массового туризма цены на аренду жилья в районе Монмартра были низкими, а живописные окрестности и сам быт, с его глубокими контрастами и широким эмоциональным спектром, привлекал художников и прочих творческих натур.

Здесь в разное время жили и творили великие художники и писатели: Эмиль Золя, Огюст Ренуар, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Камиль Писано, Анри Тулуз-Лотрек, Поль Сезанн, Морис Утрилло, Пабло Пикассо, Гийом Апполинер. Многие из них снимали комнатушки в общежитии под названием Бато-Лавуар.


А вы бы смогли жить и творить в таком месте?
Неказистое здание стояло на крутом склоне и одна его часть состояла из 5 этажей, а вторая была низкой. Если человеку требовалось попасть в пятиэтажную часть со стороны площади, нужно было пробираться темными коридорами и запутанными пыльными лестницами. В общежитии был всего один общий туалет и один водопроводный кран. Никакого газа или электричества. Отапливали комнаты небольшими железными печами. Но арендовавшие крошечные помещения художники были не из прихотливых. Было достаточно больших окон, крыши над головой и внутреннего огня.

История Монмартра, такая насыщенная и непростая, плотной аурой окружает его и сегодня. И пусть по старой брусчатке ходят сотни туристов, эмигранты пытаются продать тебе китайские сувениры, а ремесленники под видом художников навязчиво предлагают написать портрет. Все это бессильно перед духом Монмартрского холма.

Этот дух осязаем среди старых домом и улиц с крутым уклоном, памятников роялизма и простых скверов с вековыми деревьями. Магия места, может быть память, которую впитала земля, или просто фантазия, вызванная впечатлительным умом. Если направить свое внимание на приметы историй, из которых соткана аура Монмартра, уловить его особый шарм не составит труда.

Еще немного концентрированной атмосферы Монмартра на солнечных летних снимках.









Whatsapp Button works on Mobile Device only

Start typing and press Enter to search