Jun 7, 2021

Окрестности Златибора. Пещеры, каньоны и водопады.

Златибор - это гора, город, а заодно и один из главных туристических курортов в Сербии. В последние несколько лет сюда рекой льются инвестиции, коробки отелей растут как грибы, а леса вырубаются вместе с ростом аппетитов застройщиков. Однако этот пост совсем о другом Златиборе. Здесь рощи золотистых сосен расступаются навстречу цветочным ливадам, среди древних пещер журчат горные ручьи, скатываясь вниз водопадами, а над извилистыми изгибами рек парят белоголовые сипы. Follow me.

Содержание:
  • Ужице и монастырь Сретенье
  • Шале Previja Zlatibor.
  • Каменный мост Прераст в Доброселице
  • Пещера Стопича и водопад Гостилье
  • Каньон реки Увац у обзорной площадки Вранеша
Все места, о которых рассказывается в статье собраны на этой карте.
Другие статьи о природных местах Сербии:

Из Нови-Сада в Златибор - через монастыри Овчаро-Кабларского ущелья и Ужице

На машине от Нови-Сада до Златибора чуть меньше 300 км и около 3.5 часов езды. Самый быстрый путь - через автобан Милош Велики до Чачака, а оттуда уже идет живописная дорога вдоль реки Моравы до города Ужице, от которого совсем близко до Златибора. На трассе будут два участка платной дороги, где придется заплатить суммарно около 4 евро. Так же в Златибор можно доехать прямым автобусом из Нови-Сада, а из Белграда еще идет прямой поезд. Однако без машины до мест, показанных в статье, добраться из Златибора не получится.

Один из огромных бонусов путешествий на машине - это возможность заглянуть по дороге в какое-нибудь интересное место. Монастырь Сретенье - самый высокогорный из группы монастырей, расположенных вокруг Овчар-Кабларского ущелья. Построенный в XVI веке, он расположен в очень живописной локации под вершиной горы Овчар. Можно оставить машину на парковке у главной трассы и протопать минут 30 в гору, либо подъехать к самому монастырю по новой заасфальтированной дороге. Открывающиеся виды и монастырь того стоят. Отсюда же пешеходные маршруты уводят на вершину горы и к другим монастырям. Обязательно исследуем их когда-нибудь в отдельной поездке в Овчаро-Кабларское ущелье.

Город Ужице - еще одна остановка на пути. Сюда мы заехали, чтобы посмотреть на средневековую Ужицкую крепость - Ужички град по-сербски.

Сначала мы плутали в хаосе городских дорог, пытаясь найти парковку. А потом бродили в хаосе улиц и вокруг холма, пытаясь добраться до крепости. Центральная набережная довольно приятная, а окружающие город горы дополняют впечатление. Однако сам город показался очень хаотичным и грязным.

Комплекс с красным зданием на фото - бывшая гидроэлектростанция, построенная по проекту Николы Теслы. Крепость расположена на холме над железным мостом.

Дорога идет через мост и туннель в горах на другую сторону холма.

Сверху над мостом виднеется часть Ужицкой крепости. В итоге мы все-таки добрались до нее, чтобы упереться в огороженную зону реставрации и полностью перекрытый строительными лесами объект. Даже нормальных фото не получилось - лучшие виды на крепость были с дороги, идущей в Златибор вдоль города.

Ужице - странный город с высоченными столбиками монструозной бруталистской архитектуры, контрастно застывших в окружении зеленых склонов гор. Повторно вернуться сюда не тянет, только если посмотреть на необычную Партизанскую фабрику оружия, расположенную в пещере, вырубленной в скале за Национальным музеем. О ней я узнал только в момент написания статьи.

Где мы остановились

Мы остановились на 4 ночи в деревянном шале Previja Zlatibor неподалеку от деревни Горный Любиш. Домик находится в 15 километрах от Златибора посреди холмов, лугов и лесов.

Само шале так и просится на инстаграмо-фото, а местность вокруг располагает к полному единению с природой. Из окон открывается умиротворящий вид на сосновый лес и плавные склоны гор, над которыми вдалеке кружат орлы. А утром можно наблюдать как мохнатые пастушьи собаки выгоняют на выпас отару пушистых овец. Стоит ли говорить, что вечером здесь просто оглушающая тишина, а небо усыпано звездами?

Почти к самому дому ведет хорошая асфальтированная дорога: без машины сюда не добраться. Можно было бы занести это в минусы локации, но иначе здесь не было бы такого уединения.

Терраса достойна отдельного упоминания, ну а для холодного времени и уютных вечеров - есть камин на дровах.

Такой вид открывается из-за дома.

А с другой стороны - горные ливады, покрытые пестрым и ароматным цветочным ковром.

Домик для наблюдения за птицами оказался закрыт, но хорошо вписался в пейзаж.

Каменный мост Прераст в Доброселице

Одно из значимых природных чудес в окрестностях Златибора - природный мост Прераст в Доброселице. Он так же известен как Шуплица или пещера Точковича. Единственный геоморфологический объект подобного рода в Западной Сербии занимает важное место в списке национального геонаследия и является одним из шести крупнейших каменных мостов Сербии.

Тысячелетия назад здесь была карстовая пещера, через которую проходил мощный водный поток, год за годом размывавший стены. В наши дни поток уменьшился до небольшого ручья, пересыхающего в конце весны, а сама пещера трансформировалась в каменный мост. И это последняя стадия в ее жизни, что придает Прерасту такую уникальность. Ведь здесь мы можем наблюдать последний этап неспешного природного процесса, начавшегося тысячи лет назад.

Массивные каменные глыбы, лежащие повсюду, когда-то были потолком пещеры. Видимые доказательства того, что все в мире подвержено изменениям - даже камни.

Пещера - довольно популярный туристический объект. Ведь до Златибора - всего 23 км, а на машине можно доехать почти к самому входу.

Но дождь и мерзкая погода сделали свое дело - у Прераста мы оказались одни. Смогли все облазить, посмотреть и проникнуться местом в полном уединении. А потом погреться чаем, забравшись в пещеру и глядя на дождь и гигантских улиток.

Дорога к пещере - сама по себе очень живописна. Так и хочется выбраться из машины и подняться на очередной холм полюбоваться видами.

Продолжая тему пещер. Одним из вечеров, когда нам хотелось приключений вблизи от дома, нашли на maps.me неизвестную пещеру и решили прогуляться к ней пешком. 4 километра от дома по живописной дороге вдоль горной реки и соснового бора.

А что это такое шевелится у самой дороги? Впервые в жизни встретились с черным слизнем. Мы не то, чтобы любители склизкого, но данный экземпляр - вполне себе красавчик.

Пещера неожиданно оказалась большой, глубокой и жутковатой, отчего все нашли её крайне привлекательной. Ее локация так же отмечена на карте в начале поста.

Пещера Стопича

Во время поездки в Златибор каждый день мы знакомились с новой пещерой. С одной стороны, на возникновение этой традиции повлияла испортившаяся погода, от которой так и тянуло куда-то спрятаться. С другой, в Сербии находится более 1500 пещер, что сформировало отдельное туристическое направление со своими must-see объектами.

Именно к такому месту - пещере Стопича - мы и отправились в один из серых дней, когда не по-майски хмурое небо проливалось ливнем с самого утра, а столбик термометра не дотягивал и до 10°C.

Этот природный памятник находится в 19 км от Златибора у дороги Ужице-Сирогойно. Оставив машину на оборудованной стоянке, по каменным ступеням мы спускаемся к впечатляющему входу в скалу высотой около 40 и шириной 18 метров.

Вход платный - 250 динар (около 2 евро) за взрослого и 150 динар (чуть больше евро) за ребенка.

Прямо из пещеры маленьким водопадом вытекает подземная река Трнава. Под самой аркой свода замечаем летучих мышей, живущих внутри.

Пещера Стопича принадлежит к группе двадцати крупнейших пещер в Сербии и считается одной из самых живописных. Она сформировалась из отложений известняка, который на протяжении нескольких веков откладывался на стенах еще во времена Триасового периода.

Через всю пещеру проходит подземный ручей и создает внутри особый климат. В отличие от других подобных мест, он меняется под воздействием внешней среды и не является постоянным. Зимой здесь холодно, летом - тепло.

Даже не смотря на то, что большая часть пещеры закрыта для посещения, она кажется огромной. Высота потолков подземных залов достигает 50 м, а в иных частях наоборот - приходится нагибаться, чтобы не врезаться в сталактиты. Гладь озёр речной пещеры отражает множественные спелеотермы и хаотичные узоры стен. Холодно. Почти тихо. С потолка падают капли - их звук усилен естественной акустикой.

Главным украшением пещеры являются травертиновые террасы - каскадные ванны из туфа, обрамленные извилистыми стенками. В зимнее время вода в углублениях переливается через края, образуя большой 10-метровый водопад. Конечно же на туристических сайтах это место не преминули назвать сербским Памукалле.

В конце дальнего зала бурлит подземный водопад "Источник жизни". Именно он дает начало ручью, проходящему через пещеру и дальше за ее пределы.

Водопад Гостилье

В нескольких километрах от пещеры Стопича расположилась одна из главных достопримечательностей Златибора и место, куда мы очень хотели попасть - водопад Гостилье. На парковке у входа нас накрывают потоки дождя. Залипаем в машине, пьем чай из термоса в тщетной надежде увидеть просветы. Отчаявшись, поворачиваем домой и почти сразу же дождь заканчивается. Повезло.

Цена входного билета - 150 динар (чуть больше евро). К водопаду и вдоль него ведет маркированная сеть дорожек общей длиной 450 метров, вокруг ухоженная территория с лавочками и мостиками. И никого кроме нас - спасибо прошедшему ливню.

Поток воды изливается с 20-метровой известняковой скалы. Вниз по течению распадается на ряд каскадов и водопадов поменьше до самого устья реки Катушница.

Интересный факт - водопад Гостилье имеет хороший гидроэнергетический потенциал. В середине прошлого века он полностью обеспечивал энергией соседнюю деревню.

Наше знакомство с водопадом было неполным и недолгим. Возвращается дождь и мы уходим, унося с собой отличные воспоминания. Удивительно, сколько впечатлений оставил холодный и мокрый день.

Обзорная площадка Вранеша и каньон реки Увац

Последнее в списке, но одно из главных по значимости посещенных мест в этой поездке - каньон реки Увац. Это ущелье манило нас еще до переезда в Сербию. В различных туристических статьях оно постоянно упоминается в топе самых красивых природных мест страны.

Главная беда - сложная доступность этого места. Каньон находится в стороне от крупных городов и хороших дорог. А до главной обзорной площадки Молитва несколько километров ходу от тех мест, куда можно доехать на машине. Выбор же жилья в том регионе очень скуден, а цены завышены. Все эти факторы заставили нас отказаться от поездки непосредственно к каньону, а в итоге остановиться в шале под Златибором.

Однако и здесь нашелся выход. Помимо гуляющей по интернету фотогеничной локации Молитва между городками Сьеница и Нова Варош, есть малоизвестная обзорная площадка в местечке Вранеша, находящемся на самом краю озера Златар - одном из трех озер речной системы Увац. Вранеша расположилась всего в 35 километрах от Златибора: по широкой дороге доезжаем до перекрестка Кокин Брод, поворачиваем направо и вскоре сворачиваем на второстепенную дорогу к этно-селу Вранеша. Последний участок дороги узкий, но заасфальтированный. На небольшом авто можно доехать без проблем. Оставляем машину на парковке возле этно-села и за 20 минут доходим до обзорной площадки Вранеша.

На горизонте виднеется плотина и озеро Златар, а снизу изгибаются меандры Уваца - в этом месте река образует Радоиньско озеро. Красота.

Здесь меньшее количество меандров, чем видно с популярной обзорки Молитва, но добраться до этого места гораздо проще, а панорама все же прекрасна.

И здесь так же кружат белоголовые грифы! Ведь заповедник Увац знаменит не только своими меандрами, но и как ареал обитания очень редкого вида стервятников - единственного в Сербии и одного из четырех видов, живущих в Европе. После Второй мировой войны птицы находились на грани вымирания, но благодаря принятым мерам их популяция в стране постепенно восстанавливается. Помимо Уваца, в Сербии эти хищные птицы встречаются еще в каньонах рек Милешевка и Трешница.

Парящих грифов и орлов в этом месте оказалось довольно много. Просто завороженные, мы наблюдали за полетом огромных птиц.

А потом сын находит запрятанную среди высоких стволов тропинку. Следуем по пути, не зная, куда он ведёт.

И оказываемся на дне каньона у Радоиньского озера. Хорошее место для пикника и финала маршрута.

Послесловие

Майское путешествие по окрестностям Златибора стало нашей третьей большой поездкой по Сербии. Это было бегство от работы, шумного города и коронавирусной клетки к исцеляющему запаху сосен, пению птиц, огромным звездам на бесконечном небе и долгим прогулкам среди гор. Какая все таки удивительно богатая страна!

Каньон реки Увац с кружащими белоголовыми сипами и орлами запомнился больше всего. Обзорная площадка Молитва и знаменитые меандры еще ждут нас впереди.
[full-width]

Whatsapp Button works on Mobile Device only

Start typing and press Enter to search